С октября россия целенаправленно саботирует инспекцию судов в Босфоре в рамках «зерновой инициативы», что приводит к стабильно большой очереди из более 100 судов.
Об этом говорится в заявлении Министерства инфраструктуры Украины.
По данным министерства, 17,8 миллионов тонн украинской агропродукции на 659 судах было экспортировано из портов Большой Одессы («Одесса», «Черноморск» и «Южный») в 40 стран мира с 1 августа 2022 года.
При условии полноценного функционирования коридора объемы украинского экспорта на мировые рынки должны были составить 25-29 миллионов тонн. Так, с октября украинские порты вынуждены работать на половину своей мощности, уменьшился объем флота на вход в порты под загрузку, уменьшился объем экспорта на 3 млн тонн ежемесячно.
Главная причина — целенаправленный саботаж российской стороной инспекций судов в Босфоре, что приводит к стабильно большой очереди из более 100 судов.
«Начиная с октября 2022 года делегация россии в Совместном координационном центре (СКЦ) начала искусственно тормозить процесс инспекции судов. Во-первых, как только объем экспорта начал расти, российская сторона сократила количество инспекционных команд с 5 до 3 без какого-либо объяснения.
Во-вторых, искусственно увеличивают время на проведение самих инспекций из-за проверки показателей работы судов, которые не регламентированы документами СКЦ и не имеют никакого отношения к зерновой сделке. Так на проверку одного судна уходит от 4 часов, а в день происходит 5-7 проверок при минимально необходимых 16-18. Нередки случаи, когда россияне просто отказываются работать по вымышленным причинам, когда все другие стороны в СКЦ подтверждают условия для продолжения инспекции», — пояснил представитель Украины в СКЦ Руслан Сахаутдинов.
«Проблема решается увеличением инспекционных групп и количеством инспекций в день. Мы неоднократно обращались к нашим партнерам по соглашению, и они готовы к этому. В ноябре, когда в Босфоре ожидали более 200 судов, ООН и Турция самостоятельно провели за два дня 86 инспекций и доказали, что это вполне реально», — добавил он.
Так, по состоянию на 18 января в Босфоре на инспекцию СКЦ ожидает 121 судно (28 — с агропродукцией на борту, 93 — суда, которые идут в порты под загрузку). Среднее время ожидания — от 2 до 5 недель, что также приводит к миллионным убыткам грузовладельцев.
Очередь наблюдается начиная с ноября 2022 года, отмечает Мининфраструктуры. Это отражается на объемах экспорта. Так, в ноябре порты экспортировали на 47% меньше агропродукции, чем в октябре, когда эти проблемы начинались. Если в октябре было недоэкспортировано почти 2 млн тонн агропродукции, то в ноябре и декабре это уже по 3 млн тонн в месяц. Такая тенденция сохраняется также в январе.