Главный ресурс Одессы — близость к морю и ее пляжно-туристический потенциал — всегда был одновременно и благом, и проклятием нашего города. Проклятием — потому, что «пляжные» доходы всегда манили нечистых на руку дельцов и любителей легкой наживы. А настоящим ноу-хау «Жемчужины у моря» стала незаконная или полузаконная установка шлагбаумов с целью «прихватизировать» лакомое местечко или установить незаконные поборы с горожан за право пользоваться общественными пространствами.
Нельзя сказать, чтобы с этой бедой не пытались бороться. В 2012 году местный политик Дарт Вейдер вместе с группой активистов демонтировали шлагбаум в районе 13-й станции Большого Фонтана. Формально закрывая въезд на парковку, в реальности шлагбаум перегораживал дорогу на пляж. В 2016 году тот же шлагбаум хотел на бульдозере убрать тогдашний губернатор области Михеил Саакашвили. В 2018 и 2020 годах его же демонтировали неравнодушные граждане во главе с депутатом от партии «Слуга народа» Артемом Дмитруком. Боролись одесситы и против других оганичителей — в частности, демонтировали шлагбаум возле ресторана «Три барашка» над Ланжероном.
Излишне говорить, что схему, позволяющую незаконно препятствовать гражданам в доступе к общественным местам пытались оспаривать и в суде. Правда, с переменным успехом. В частности, летом 2019 года суд удовлетворил иск одессита Игоря Француза к КП «Одестранспарксервис» и предпринимателю Оксане Степанюк, которая управляет парковкой на 13-й станции Большого Фонтана, собирая деньги с водителей, съезжающих к морю в этом месте.
Тогда судья Лариса Чернявская признала незаконными действия «Одестранспарксервиса» по ограничению свободного и бесплатного проезда транспортных средств, обязала коммунальное предприятие и предпринимателя Степанюк не препятствовать проезду и демонтировать контрольно-пропускной терминал со шлагбаумом.
Степанюк обжаловала это решение в апелляции. При этом первое заседание по рассмотрению жалобы назначили сначала на февраль, которое позже перенесли на май, а после и вовсе сместили дату на октябрь 2020 года. Таким образом судьи дали владелице шлагбаума возможность собирать деньги весь пляжный сезон.
Сейчас же ушлые делки умудрились серьезно ограничить доступ одесситам и гостям южной столицы на один из основных пляжей города, поставив шлагбаум на единственной дороге, по которой можно проехать на Ланжерон. Формально там оборудована платная автостоянка. Но в действительности проехать на пляж можно только через тот самый злополучный шлагбаум. И каждый желающий насладиться Черным морем теперь должен заплатить 40 гривен – по сути, своего рода «дань» горожан предприимчивым бизнесменам.
Поставила шлагбаум и собирает с одесситов деньги ООО «Эклипсис», принадлежащий депутату Одесского горсовета Андрею Кисловскому (формальным собственником числиться его мама). В бизнес кругах Кисловский известн также как владелец дельфинария «НЕМО», который неоднократно попадал в скандалы из-за жестокого обращения с дельфинами.
Факт установки шлагбаума, мало того, что возмутителен сам по себе, противоречит действующему законодательству, которое не разрешает ограничивать доступ к общественным местам. Кроме того, это нарушает условия договора между «Эклипсом» и коммунальным предприятием «Одессатранспарксервис», согласно которому «Эклипсис» таки может установить шлагбаум, но лишь с целью ограничения проезда на свою стоянку, а никоим образом — не на весь пляж.
И немного о финансах. Так вот — зарабатывает «Эклипсис» на своем шлагбауме очень даже неплохие деньги — примерно 100 тысяч гривен в день — или 3 миллиона в месяц (в год, соответственно, сумма такого дохода превысит 50 миллионов гривен).
К сожалению, борьба против установки шлагбаумов далека от своего завершения. Что вполне понятно: деньги в прямом смысле слова из воздуха привлекают многих нечистых на руку дельцов, а щедрая мзда закрывает глаза чиновников на брутальное попрание наших прав.
Автор: Крахмалюк Виктор