Народный депутат и сопредседатель партии «Наш край» Антон Киссе стал лауреатом рейтинга «100 влиятельных одесситов». Антон Иванович — президент Ассоциации болгар Украины, народный депутат четырех созывов, выиграл на последних парламентских выборах. В преддверии нового года мы говорили о текущей депутатской работе, проблемах Бессарабии, которую он представляет в ВР, о смене руководства области и других вопросах.
О личной влиятельности
— Я, скорее всего, дорожу словом уважение, а влияние — то такое дело, приходящее, уходящее. Оно зачастую формируется от места сидения. Если человек влиятельный — имеет возможность на что-то влиять, то главное, чтобы он это делал на пользу людям.
О родной Бессарабии и насущных проблемах региона
— Самая главная проблема, которая складывались на протяжении десятков лет после развала СССР – это то, что фундаментальных проектов по дорожному строительству в Бессарабии не было. Там проживает почти 400 тысяч человек, рядом граница, значимые для области и страны в целом транспортные коридоры, а дорог нет. На протяжении многих лет их латали больше-меньше, что-то делали, но это был мизер. Предыдущая власть во времена премьерства Гройсмана сделала серьезные шаги к комплексному подходу по дорожному строительству. Именно с Бессарабией был связан специально принятый закон о строительстве дорог за счет отчисления сверхплановых таможенных сборов. Эта инициатива родилась в Болграде, где проходила встреча глав МИДов Украины и Болгарии, я также принимал участие в этой встрече. Позже президенты двух государств проводили двустороннюю встречу уже в Киеве. Президент Болгарии обратился к Петру Алексеевичу и говорит: Петр Алексеевич, ну там, в Болграде, (а Болград это ведь вообще символ для болгар, потому что это негласная столица украинских болгар, много истории, связанной с этим городом. И, конечно, весь мир, особенно болгары, знают, что Болград это Болград). И президент говорит: вы же родом оттуда, а там нет дорог… Петр Алексеевич обращается к Климкину и говорит:
— Ну вот наш министр там был и ваш, ну скажут, как там? — обращается к Климкину, а тот:
— Петро Алексеевич, я не видел там дорог, там их нет!
У Порошенко аж скулы свело. Это же официальная встреча. Дай Бог здоровья Климкину за эту фразу! Петр Алексеевич встает, встреча заканчивается, брифинг, отдельный зал. После этого он меня подзывает и говорит:
— Так. Ты в курсе? Ты знал об этом, слышал?
— Ну конечно я знаю. Я ведь оттуда родом
— И что?
— Ну Климкин же сказал, так и есть: дорог там нет. Я и запросы депутатские писал, выступления организовывал, брифинги — и ничего: бывшие не слышали нашего гласа и нынешние не слышат. Проекты-то мы подготовили, но никакого движения по ним нет …
Это смешно, но именно эта история стала толчком для того, чтобы на проблему дорожной инфраструктуры, точнее ее отсутствие, обратили внимание.
Визит Вице-президента Республики Болгария Илианы Йотовой в Одесу, Всеукраинский центр болгарской культуры.
Всеукраинский сбор болгар Украины в Аккермане
О Саакашвили
Потом нам не повезло — пришел Саакашвили, начал воевать с Яценюком сначала, а потом с Гройсманом. Он начал делать дорогу на Рени, но время было потеряно. Потому что другие области получали отчисления с таможни, а у Саакашвили был конфликт с Яценюком, тот ему все время поднимал план по таможенным сборам, и область их едва выполняла, так что на дороги ничего не оставалось. Потом когда уже пришел Гройсман, все устаканилось и продолжился ремонт дороги Одесса-Рени
А что сегодня? Мы практически на каждый участок дорог государственного значения имеем проектно-сметную документацию с экспертизой и уже практически выигранными тендерами. Я скажу непопулярную на фоне коронавируса вещь — ремонт дорог нельзя приостанавливать. Смотрите, у нас заработала паромная переправа Орловка – Исакча – 10 минут и ты там. Нам нужно подъездные пути к нему отремонтировать, оживить этот район или нет?
О главной повестке дня депутата ВР на сегодняшний день
— Занимаюсь вопросами водоотведения и орошения. Бессарабия без орошения будущего не имеет в плане бизнеса, прежде всего, аграрного. Хотя там у нас есть перспективные транспортные коридоры, для сельского населения орошение — это главный вопрос сегодня. Даже есть проект, но он не финансируется.
О новой власти в области
— Я вам скажу, что я не просто знаю Сергея Гриневецкого, я работал с ним и могу ответственно заявить: в этот сложный исторический момент другой кандидатуры на должность председателя Одесской областной государственной администрации априори в области нет. Ситуация будет под контролем и стабилизируется. Он очень хорошо знает область.
Сейчас одна из самых слабообеспеченных по инфраструктуре и дорогам в Бессарабии район — это Бородинская громада, она там, где-то на отшибе. Практически на границе с Молдовой. Там детского садика уже много лет нет. Есть проектно-сметная документация. То же самое по школе, но нужен толчок. Встречаю Сергея Рафаиловича, начинаю говорить о Бородинской громаде. А он мне говорит: «Ты мне рассказываешь, где у нас Бородинская громада? Я знаю».
Я ему: «Сергей Рафаилович, с тех пор как вы были руководителем области, у них ничего не поменялось. Им нужно сейчас очень наше плечо, показать, что о них знают, о них не забыли и профинансировать крайне нужные проекты». А он мне: «То, что им нужна помощь, я знаю, и мы с тобой вовремя встретились». Я к чему это рассказываю: человек знает в области все, ему не надо ничего объяснять.
Будет делаться все, что возможно. К сожалению, какого-то прорыва ожидать не стоит, его и не может быть при условиях, в которых оказалось наше государство и наша область в частности. Здесь еще очень важна и кадровая политика, многое зависит от людей на местах. Чтобы отладить эту систему тоже понадобится время.
Пожелание одесситам на 2021 год
Во-первых, самое главное, это здоровье, выздоравливание в масштабах вселенной. Надеюсь и верю, что в целом человечество преодолеет эту чуму, по-другому это нельзя назвать. А так — человеческого благополучия, счастья. И, конечно, каждый человек должен заботиться о своем здоровье, начиная от самых маленьких до самых взрослых. Это является залогом здоровья. Надо заниматься собой. Не надо искать причины, чтобы не заниматься физкультурой — надо искать возможность заниматься физкультурой и спортом. Всем крепкого здоровья и удачи.
Автор: Чибирова Ирина, Максим Войтенко