«Лебединое озеро». Балет в 2-х действиях. Либретто по сценарию Владимира Бегичева и Василия Гельцера.
В спектакле использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, заслуженного артиста России Александра Горского, народного артиста СССР Константина Сергеева.
Хореография второго действия – Льва Иванова.
Художник-сценограф – заслуженный художник Украины Евгений Гуренко.
Художник по костюмам – заслуженный художник Украины Наталья Бевзенко-Зинкина.
«Лебединое озеро» – самый популярный балет классического наследия. Его театральная судьба может свидетельствовать обо всех существенных эстетических и художественных переменах, которые претерпел балетный театр ХХ века. Шедевр Чайковского привлекал к себе внимание многих хореографов мира.
Премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля 1877 года в Большом театре Москвы. Авторами сценария были В. Бегичев и В. Гельцер, балетмейстером-постановщиком Вацлав Рейзингер.
Композитор предложил для хореографического воплощения симфоническую музыку. Появления такой партитуры требовал балетный театр конца ХIХ столетия. К этому времени усилиями, прежде всего петербургского балетмейстера Мариуса Петипа, уже была создана полифоническая форма балетного спектакля как симфонии. Музыка «Лебединого озера» состояла из традиционных танцевальных номеров. К примеру, важной для художественных и драматургических задач композитора оказалась форма вальса, чьей «магической формулой» Чайковский был очарован. В музыке Чайковского – сложная и четкая музыкальная драматургия, которая должна была стать основой для соответствующей сценически-хореографической интерпретации.
Но Рейзингер создал свой балет, опираясь на сценарную драматургию, используя музыку лишь как мелодически-ритмическую основу для танцев. Постановка вышла неудачной. Сценарий был перегружен лишними подробностями и не имел стройной логической линии развития действия.
17 февраля 1894 года в Мариинском театре Петербурга опять обратились к постановке «Лебединого озера». Балетмейстер М. Петипа вместе с дирижером и композитором Р. Дриго осуществили новую оркестровку. В музыку было внесено много перестановок и купюр, в чем потом их неоднократно будут обвинять все, кто обратится к произведению композитора. Но именно эти изменения в музыкальном тексте, как ни странно, позволили создать нетленный хореографический шедевр, исходящий не из первичного сценария, а из духа музыкальной партитуры балета.
Приблизив сценарный проект к музыке, Петипа пригласил балетмейстера Льва Иванова принять участие в постановке, отдав ему романтические лебединые сцены.
В их содружестве родились неоспоримые шедевры хореографии, создаваемые на основе принципов метафорического мышления.
Это лирическая проникновенная песнь Одетты о женской судьбе и любви во втором акте и блестящее энергичное pas de deux Зигфрида и Одиллии. Образ Одетты обозначил создание нового типа балетной героини: не блестящей, не просто изящной, а лиричной.
К «Лебединому озеру» обращались многие балетмейстеры. Следует отметить постановки А. Горского, А. Вагановой, Ю. Григоровича.
В соответствии с эстетическими, этическими и художественными нормативами эпохи, романтическая волшебная сказка в течение ХХ века превращалась то в бытовую драму с реалистически-психологическим и историческим оправданием событий, то в философскую притчу о двойственности человеческого Я, то на психологически заостренное повествование о чувственных фантазиях и драме героя.
При наличии разнообразных версий балета он и сегодня зачаровывает поэтичностью, лиризмом, мелодичностью музыки и хореографии лебединых танцевальных симфоний. Он ждет новых воплощений, которые принесут будущим зрителям наслаждение и радость встречи с Прекрасным.
Оперный театр.
26 июля — 28 июля.
20:00.
Билеты: от 80 до 480 грн.