Сотрудничество Украины с Североатлантическим альянсом настораживает и беспокоит официальный Кремль. И этому есть простое объяснение.
По данным Минобороны России, после 2014 года контингент Черноморского флота РФ в оккупированном Севастополе увеличился, но новые боевые корабли поступают на вооружение редко, а старые себя изжили.
Простыми словами, расширения боевой мощи российского флота не наблюдается.
Сдача в строй проектов, несвоевременна и происходит с задержкой на года. Это стало обычным явлением для российского ВПК, страдающего как от качества, так и от потенциальных возможностей технологических процессов в отрасли. Хотя агрессор всячески скрывают немощное состояние своих производственных возможностей, для «не имеющего аналогов в мире» флота.
Так, Зеленодольский завод имени Горького не имеет возможности даже в этом году полностью закрыть заказ ВМФ на 5 малых ракетных кораблей проекта 22800 типа «Каракурт». В первую очередь это вызвано неясной ситуацией с серийным производством двигателей М507, которого, в принципе, до сих пор нет и, вряд ли будет реализовано раньше 2022 года.
Именно эти малые ракетные корабли должны были заменить российские фрегаты проекта 11356, строительство которых для нужд ВМФ РФ не представлялось возможным, после прекращения поставок России украинских силовых установок. В свою очередь, производство агрегатов для «Каракуртов» России не удалось освоить достаточно быстро, и, скажем так, она до сих пор его осваивает.
Кроме того, завод не успевает вовремя сдать кабельные суда проекта 15310 «Свияга» и «Вятка», получение первого из которых в ВМФ ожидали в 2018-м, а второго в 2019-м, затем в 2020 и 2021 гг, а теперь уже в 2021 и 2022 соответственно.
Одной из причин задержек является санкционная преграда, мешающая заводу получить ряд оборудования, в том числе и обеспечивающего укладку кабеля.
К слову сказать, на Северном флоте ВМФ РФ, с 2016 года не функционирует стационарный комплекс освещения подводной обстановки МГК-608М, который отслеживает перемещение иностранных подводных лодок и обеспечивающий защиту объектов береговой инфраструктуры от диверсий и неожиданного проникновения. Поврежденный рыболовецким тралом кабель до сих пор не могут заменить.
В частности, заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин заявил российским СМИ, что ВМФ РФ нуждается минимум в трех новых кабелеукладчиках. Но, что первый, что второй, а третьего пока нет и вовсе, флот получит не раньше конца 2021… Если конечно вообще получит.
В тоже время в Украине развитие флота и сотрудничество с западными партнерами проходит весьма успешно.
Намедни в Черное море зашел эсминец USS «Laboon» (DDG 58) 6-го флота США. Как отметила пресс-служба 6-го флота в своем Твиттере, «корабль совершает свой поход на север, в Черное море для проведения операций по обеспечению морской безопасности в регионе».
Компанию эсминцу «Laboon» составили британский эсминец «Defender» и голландский фрегат противовоздушной обороны «Evertsen».
«Laboon» — это эсминец класса «Арли Бёрк», введенный в действие в 1995 году. Он вооружен двумя пусковыми установками «Иджис». Они несут до 56 крылатых ракет «Томагавк», которые оснащаются ядерными боеголовками. Экипаж насчитывает 337 человек. Также на борту находится вертолет SH-60 Sea Hawk. Эсминец «Laboon» находится в постоянном контакте с главным кораблем 6-го флота — авианосцем Dwight Eisenhower («Дуайт Эйзенхауэр»).
Ракетный эсминец «Defender» также входит в состав авиационно-ударной группы (АУГ) во главе с авианосцем HMS «Queen Elizabeth» (R08) британского королевского флота. Авиационное крыло на нем составляют истребители пятого поколения F-35B.
Кроме того, 21 июня на борту «Defender» был заключен договор о поддержке развития Военно-морских сил Украины. Договор был подписан министром по вопросам оборонных закупок Джереми Квин и замминистра обороны Александром Миронюк. Присутствовали секретарь СНБОУ Алексей Данилов и первый морской лорд Великобритании сэр Энтони Дэвид Радакин.
Подписанный документ предусматривает участие Соединенного Королевства в строительстве двух военно-морских баз, совместном проектировании и строительстве военных кораблей, а также в реконструкии украинских судостроительных предприятий.
Как видим, заход в Черное море боевых кораблей стран НАТО и тесное сотрудничество в оборонной сфере с ВМФ Украины очень тревожит Москву, которая не может конкурировать своими военно-морскими силами с представленными современными образцами военно-морской техники стран НАТО.
И официальный Кремль боится не только похода нескольких кораблей стран НАТО в Черное море и морских учений Украина-НАТО, а своей военно-морской немощи.